Недавно был проведен эксперимент, в рамках которого психологи Йельского университета меняли суждения людей о незнакомце, давая им подержать чашку кофе.
Испытуемые – студенты колледжа – не подозревали, что их социальными инстинктами целенаправленно манипулируют. По пути в лабораторию они сталкивались с лаборантом, несшим учебники, планшет с бумагами и чашку горячего или холодного кофе – и он просил их подержать чашку.
Затем и тех, и других просили составить психологический портрет некоего гипотетического человека, о котором они читали. В результате у студентов, державших холодный кофе, он был значительно более холодным и эгоистичным и менее дружелюбным, чем у их товарищей, в чьих руках была горячая чашка.
Подобные открытия, какими бы невероятными они ни казались, переросли в психологическое исследование, которое длится уже несколько лет. Новые опыты показали, что люди тщательнее делают уборку, если в воздухе витает легкий запах чистящего средства; что у человека повышается состязательный дух, когда в поле его зрения находится портфель, и командный, когда он замечает такие слова, как «верный» и «поддержка» – при этом испытуемые не замечали ни перемен, ни того, что их вызывало.
Психологи утверждают, что подобная «стимуляция» не является ни разновидностью гипноза, ни даже приманкой для подсознания; скорее это демонстрация того, как каждодневные зрительные образы, запахи и звуки могут выборочно активировать цели и мотивы, которые уже есть у человека.
По сути, эти новые исследования показывают, что наше подсознание намного активнее, чем мы думали.
В 2004 году во время одного эксперимента психологи под руководством Аарона Кея, тогда работавшего в Стэнфордском университете, а сейчас — в университете Ватерлоо, предлагали студентам поучаствовать в инвестиционной игре один на один с невидимым соперником.
Половина студентов играли, сидя за большим столом, на другом конце которого лежал портфель и черная кожаная папка. Эти студенты были со своими деньгами намного прижимистее, чем те, которые играли в такой же комнате, но с рюкзаком на столе.
Одно лишь присутствие портфеля, который испытуемые замечали, но не осознанно, порождало ассоциации, связанные с бизнесом, и ожидания, которые, как утверждают авторы, ведут мозг к наиболее подходящей программе – соперничеству. Студенты не осознавали, эгоистично или щедро они действовали.
В рамках другого эксперимента, опубликованного в 2005 году, голландские психологи рассадили студентов по одноместным кабинам и попросили заполнить анкету. В комнате было спрятано ведро с водой с добавлением чистящего средства, от которого исходил легкий цитрусовый аромат. После заполнения анкеты сотрудники лаборатории угощали молодых людей рассыпчатым печеньем.
Исследователи снимали скрытой камерой, как испытуемые ели печенье, и обнаружили, что эти студенты смахивали крошки в три раза чаще, чем члены другой группы, заполнявшие такую же анкету в комнате без запаха чистящего средства. «Это очень существенное влияние, которого они даже не осознавали» – говорит Хенк Аартс, психолог Утрехтского университета и старший руководитель эксперимента.
Для исполнения бессознательных и сознательных действий мозг использует одни и те же нейронные цепи. В эксперименте, опубликованном в мае в журнале «Science», группа английских и французских нейроученых просканировала мозг 18 мужчин и женщин, играющих в компьютерную игру на деньги. Игрокам дали пульт и сказали, что, чем сильнее они его сожмут, когда на экране появится изображение денег, тем больше будет их выигрыш.
Как и ожидалось, игроки сжимали пульт сильнее, когда появлялось изображение британского фунта, нежели когда видели монетку в один пенни, независимо от того, осознанно ли они воспринимали картинки – многие из них успевало заметить только подсознание. Но в их мозге активировались одни и те же цепи: при любой реакции испытуемых особенно активным был участок мозга под называнием «вентральный паллидум».
«Этот участок располагается в области, которая раньше называлась рептильным мозгом, намного ниже сознательных участков мозга» – говорит старший руководитель эксперимента Крис Фрит, профессор нейропсихологии Университетского колледжа Лондона, автор книги «Формирование разума: как мозг создает наш внутренний мир».
«Результаты указывают на то, что принятие решений происходит «снизу вверх» и вентральный паллидум является частью цепи, которая первой оценивает предполагаемую награду и принимает решение и только потом связывается с более высокоуровневыми, сознательными областями» – говорит доктор Фрит.
Ученые годами пытаются точно установить, какие зоны мозга отвечают за сознательную деятельность – пока безуспешно. Но уже практически не осталось сомнений в том, что в ней участвует префронтальная кора – тонкий внешний слой мозговой ткани за лбом – и эксперименты вроде этого показывают, что она может быть последним участком мозга, который узнает о принятии решения.
Такой восходящий порядок имеет смысл с точки зрения эволюции. Подкорковые участки мозга появились первыми, они помогали человеку бороться или спасаться бегством и находить пищу задолго до появления в истории эволюции сознательных, исключительно человеческих слоев. В этом смысле, утверждает доктор Барг, бессознательные цепи можно рассматривать как адаптивных агентов, действующих в интересах глобальных целей, закодированных генетически – автоматических систем выживания.
Однако, альфа-уровень дает доступ к сознательному управлению подсознательными процессами. Сюда относится как обычное управление функциями организма, так и работа с укоренившимися привычками, условными рефлексами, получение информации в виде внезапных озарений, восстановление в памяти нужных событий, изменение объективного мира. Менять себя через альфа-уровень можно в любом направлении — и психологически, и физически. Это доказано научно и проверено на практике миллионами людей.
Ваша,
Ирина Хлимоненко
и команда метода Сильва
P.S. А вы верите в то, что мы способны управлять своим подсознанием? Поделитесь в комментариях!
10 УРОКОВ МЕДИТАЦИИ
Введите свое имя и электронный адрес, чтобы получить мгновенный доступ. Уже 95,300 человека получили этот БЕСПЛАТНЫЙ путеводитель по методу Сильва.