Тишина в мыслях может помочь вам расслабиться и добиться большей ясности сознания.
У вас когда-нибудь не получалось заснуть из-за того, что вы не можете отключить непрестанный беспощадный поток мыслей?
Если шум в мыслях отвлекает вас от текущей задачи, заставляет забыть, зачем вы пришли в комнату, или не дает заснуть ночью, вы стали жертвой того, что на Востоке называют «обезьяньим умом». Согласно традиционным восточным убеждениям, этот поток мыслей – источник большого количества стресса и психических проблем, характерных для современного мира.
Что вы можете с этим сделать?
На Западе медитация превратилась в размытый термин, которым стали называть множество различных методов. Осознанность – это самое последнее и, безусловно, самое популярное дополнение к этому списку.
Говоря научным языком, все подходы к медитации – будь то расслабление, осознанность, визуализация, мантра или что-либо другое – связаны с измеримой, но неопределенной пользой для здоровья. То же самое касается и всех методов в стиле управления стрессом, даже если на них не навешивают ярлык «медитация».
Так дает ли медитация какой-либо особый эффект, или это просто очередной способ расслабления и избавления от стресса? Научное сообщество все еще испытывает трудности с тем, чтобы дать ответы на эти вопросы. Важно отметить, что мы можем ответить на эти вопросы, только если у нас есть четкое понимание того, что такое медитация (или что ей не является).
Исследования показывают, что, определяя медитацию как «тишину в мыслях», что является эволюцией концепции осознанности, мы можем эффективно дать ответы на ключевые научные вопросы о медитации.
Осознанность преимущественно подразумевает пассивное наблюдение за внутренними и внешними стимулами без психических реакций на них. Наиболее конкретно она описана в буддистских текстах о медитации, но информацию о ней можно найти не только в них.
Осознанность стала невероятно популярной по нескольким причинам: связь с буддизмом, который является очень модным; нецерковный стиль; и возможность использовать ее как дополнение ко многим другим оздоровительным стратегиям, таким как когнитивно-поведенческая терапия.
Вне всякого сомнения, осознанность играет полезную роль в сохранении здоровья и улучшении самочувствия. Но, несмотря на сотни клинических испытаний, не получено убедительных доказательств существования каких либо особых эффектов осознанности как таковой.
Более того, большая часть доказательств, касающихся осознанности, получены в клинических экспериментах, в которых не учитывался эффект плацебо. Похоже, об этом хотят говорить лишь относительно немногие исследователи – либо потому, что это слишком трудно, либо потому, что слишком неполиткорректно.
Тишина в мыслях
Возможно, кого-то удивит, что самое старое известное определение медитации было сформулировано за тысячи лет до буддизма и осознанности. В древней индийской Махабхарате рассказчик говорит, что человек, который занимается медитацией, «…подобен собаке, он не думает». Другими словами, в самых ранних упоминаниях о медитации ее ключевым свойством является «тишина в мыслях».
Многие другие явные примеры этого определения можно найти в восточной литературе практически любого периода. Лао-цзы, например, призывал нас «очистить сознание от всех мыслей» в «Дао дэ цзин».
Но западные определения медитации постоянно упускают из виду ее значение. Вероятно, причина в господствовании декартовского «cogito ergo sum» (мыслю, значит существую) не только в западной философии, но и в западной душе.
Этим можно объяснить, почему для большинства жителей Запада, включая академиков и исследователей, на которых мы опираемся в получении научных знаний, тишина в мыслях является нелогичным и чуждым понятием.
Однако результаты научных исследований в Австралии, которые длятся более 10 лет, говорят нам, что подходы к медитации, основанные на мысленной тишине, на самом деле доступны, и с ними связывают пользу для здоровья, большую, чем от других подходов.
Возьмем, к примеру, исследование 2011 года «Медитация от стресса на работе», в котором участвовало 178 австралийцев, работающих полный день; это был один из наиболее тщательных контролируемых экспериментов о медитации со случайными входными данными в научной литературе.
Участников случайным образом разделили на три группы: медитация с мысленной тишиной; процедура, ориентированная на расслабление (без мысленной тишины); и контрольная группа, в которой не делалось ничего. Уровни стресса, подавленности и тревожности испытуемых измерялись при помощи научных методов до и после восьминедельной программы.
Улучшения наблюдались в обеих группах, но участники группы, которая занималась мысленной тишиной, достигли гораздо больших улучшений, чем участники группы с расслаблением и контрольной группы.
Эти данные отразились в контролируемом эксперименте с медитацией со случайными входными данными, в котором участвовали больные, страдающие астмой. В эксперименте сравнивалась медитация с мысленной тишиной и программа по управлению стрессом, рекомендуемая департаментом здравоохранения штата. В группе с медитацией зафиксировали не только гораздо более значительные психологические улучшения, но и снижение раздражительности дыхательных путей.
Хоть и предстоит дальнейшая работа по определению механизмов, такие перемены, вероятно, являются результатом ослабления воспалительных путей, предположительно, из-за изменения сигналов мозга.
Другие как более крупные, так и более мелкие исследования также дали многообещающие результаты: все указывает на то, что тишина в мыслях – ключевой определяющий фактор медитации, ответственный за ее положительные эффекты.
Исследования мозга дают нам кое-какие интересные данные. Во-первых, это переживание связывают с характерным шаблоном электрической активности мозга – промежуточным усилением альфа-тета активности в передних и верхних областях мозга. Это связывают со снижением тревожности и улучшением фокусировки внимания.
Также была обнаружена сильная корреляция между этими объективно измеримыми электрическими изменениями и субъективными переживаниями, связанными с медитацией.
Во-вторых, в мозге людей, которые занимаются медитацией, проявляется меньше стрессовых реакций. Отсюда следует, что польза проявляется на нейрофизиологическом уровне, а не представляет собой попросту подавление эмоций или сопутствующие методы.
Поэтому у людей, которые занимаются медитацией, видимо, фундаментально меняется механизм возникновения негативных эмоций в ответ на окружающую обстановку.
Логично, что ослабление негативных реакций в ответ на стимулы должно вести к снижению стресса и улучшению самочувствия в целом. Но пока у нас не будет исследований, в которых изменения в мозге измеряются одновременно с изменениями клинических показателей, мы не можем с уверенностью утверждать, что эти изменения в мозге являются причиной особых эффектов, обнаруженных в клинических исследованиях.
Что же из всего этого мы получаем в итоге?
Принцип мысленной тишины является одновременно дополнением и прогрессом принципа осознанности. В то время как осознанность подразумевает пассивное наблюдение за стимулом с целью ослабления психических реакций, мысленная тишина подразумевает развитие этого состояния до полного отсутствия психической информации при сохранении полного контроля над своими способностями.
Изначально осознанность предназначалась для помощи в достижении мысленной тишины, а не являлась самоцелью.
Такое изменение в нашем понимании разрешает множество парадоксов, которые раньше были неразрешимыми – в то же время предлагая потребителям и врачам практичный и полезный способ понимать медитацию и получать от нее пользу.
Ваша,
Ирина Хлимоненко
и команда метода Сильва
P.S. Была ли полезна для вас данная статья? Поделитесь в комментариях!
10 УРОКОВ МЕДИТАЦИИ
Введите свое имя и электронный адрес, чтобы получить мгновенный доступ. Уже 95,300 человека получили этот БЕСПЛАТНЫЙ путеводитель по методу Сильва.